Вход

Контакты и реквизиты

Адрес: Чувашская республика, г.Алатырь, пл.Октябрьской революции 1

E-mail:

Банковские реквизиты:
Местная религиозная организация
православный Приход храма Рождества Пресвятой Богородицы
г.Алатырь Чувашской Республики
429800 Чувашская республика, г.Алатырь, пл.Октябрьской Революции 1
Расчетный счет №40703810475070100107
Корр. счет №30101810300000000609
БИК 049706609 ИНН 2122002312
в Чувашском ОСБ 8613 г.Чебоксары
с пометкой "для Фонда"

Новости Православие.Ру

Из истории храма
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

История храма Рождества Пресвятой Богородицы начинается с 1552  года, когда по указу царя Иоанна Васильевича Грозного на выбранном им месте была основана крепость. Возвращаясь после неудачного похода на Казань в 1619-1620 годах он повелел храм в Алатыре.  Так началась история собора Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Он стал преемником тех русских храмов, которым суждено было стать духовными твердынями для укрепления Русского православного государства. И первый храм, построенный в честь Рождества Богородицы в с.Боголюбово, князем Андреем Боголюбским в 1137 г., и   московский храм в Старом Симонове, освященный преподобным Сергием Радонежским в 1370 г., и  московский Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь, основанный в 1386 году матерью героя Куликовской битвы князя Владимира Храброго княгиней Марией -  все эти храмы своей историей воплотили в жизнь девиз преподобного Сергия – «Любовью и единением спасемся».   В распространении и утверждении этого наказа не последнюю роль сыграли и сыны алатырской земли. Осенью 1812 года было сформировано ополчение более чем из 8 тысяч алатырцев, которых возглавил князь Д.В.Тенишев. В июне 1813 года алатырские воины участвовали в ликвидации вражеских гарнизонов в Дрездене, Магдебурге, Гамбурге. В боях под Дрезденом отличился Симбирский конный полк гвардии штабс-капитана ротмистра Д.А.Третьякова, предводителя Алатырского дворянства, не давший неприятелю обойти русские войска.

Большой славой у современников пользовался и уроженец Алатыря генерал-майор Кикин Петр Андреевич, пользовавшийся особым доверием у Императора Александра I.  В 1812 г. он был дежурным генералом обеих армий и принимал участие в сражениях под Смоленском, Красным и в походе 1814 г. Он первый подал мысль о сооружении в память 1812 г. храма Христа Спасителя в Москве.

Зная уклад жизни русского человека, со всей уверенность можно говорить о том, что ни одно важное событие в жизни человека (как, например, отправление на битву) не происходило без Божьего благословения. Алатырский храм Рождества Пресвятой Богородицы, будучи главным, благочинным собором города, был той отправной точкой военных подвигов алатырцев в защите не только восточных границ Московского государства XVI века, но и Русского Отечества XIX-XX веков.

Действительно, стоит задуматься – почему именно первое таинство жизни Богородицы является покровительством нашей отечественной истории?

Премудрость Божия восхотела, чтобы имеющая родить неискусобрачно, сама была плодом не столько сил природы, сколько наитием Божией благодати. Богородица рождается от Иоакима и Анны, которые достигают тех лет, когда теряется всякая надежда быть отцом и матерью. Но у них была вера, побеждающая законы естества, и пламенная молитва.  Епископ Иустин, размышляя о духовном значении Рождества Пресвятой Богородицы, говорит, что «нравственная цель этого Божьего события, совершаемого 8 (21) сентября, состоит в том, чтобы внушить всем людям мысль о христианском образе жизни, по примеру Пресвятой Девы, Которая от утробы матерней соделалась храмом Святого Духа». Только тогда и можно надеяться на Её покровительство.

 

СОБОР В XVII ВЕКЕ.

Граница Московского государства, проходившая в Алатыре в XVII веке, не давала покоя.  Поэтому, когда в пограничном городе вспыхнул мятеж (алатырцы отказались от присяги Василию Шуйскому в 1606 году, вырезали начальных людей, а воеводу Ждана Сабурова утопили),  жители других окрестных городов последовали этому примеру. Уже в 1609 году алатырцы вместе с другими восставшими старались завладеть Свияжском, чтобы потом действовать на Казань, стоявшую тогда за законное правительство. Муромцы, оставшиеся верными царю, пытаясь образумить алатырцев, писали им, чтобы они "от вражьей прелести отстали и, принеся вины свои, целовали бы крест Василию Ивановичу", но такие воззвания не достигли своей цели, и Алатырь, кажется, во все время до избрания на престол Михаила Федоровича, оставался в числе непокорных городов».  4 октября 1670 года собор Рождества Пресвятой Богородицы постигла трагическая участь. Из Симбирска Степаном Разиным была послана воровская шайка с атаманом Осиповым. Он сжег почти весь город и собор, в котором прятались тогда воевода Акинфей Бутурлин с женой и детьми, и дворянами.

 

СОБОР В XVIII ВЕКЕ.

Сохранившееся до сегодняшнего дня здание собора Рождества Пресвятой Богородицы датируется документами 1737-47 годом. По описанию Н.Баженова весь комплекс Алатырского собора в середине XVIII века состоял из 3-х храмов:

  1. Соборного каменного храма с престолом в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
  2. Теплого каменного храма без колокольни, построенногов 1703 году, с престолом в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.
  3. Приписного к собору кладбищенского каменного храма с тремя престолами – в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, в честь всех святых и в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».

Причт состоял из протоирея, священника, дьякона и двух псаломщиков. Для протоиерея, дьякона и псаломщика был церковный дом при соборе. Все они получали государственное жалование.  Собор имел церковную сенокосную землю – 47 десятин (96 тыс. га) 1071 кв. сажен (2150 кв. м).  К собору было приписано 92 двора: их которых - 372 мужчин и 380 женщин.  Собор Рождества Пресвятой Богородицы  - это летний (холодный) храм. Службы в нем проходили в тёплое, летнее, время года. Есть сведения, что он был выстроен на средства людей мещанина Боголюбова.  У собора - один престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Хотя в документах XVIII века упоминается придел в честь Казанской Божией Матери (1774 год). На соборе был один большой купол (большая глава). В соборе был иконостас длиной 3 сажени (6 метров) и высотой 2,5 сажени (5 метров). Двухъярусная колокольня высотой 8 саженей (чуть выше 16 метров) была построена позднее.

Страшные события произошли в Алатыре в конце XVIII века во время восстания Емельяна Пугачёва. 24 июля 1774 года он вошел в город, а горожане встречали его с хлебом и солью. В соборе Рождества Пресвятой Богородицы был отслужен молебен в  честь разбойника. Пугачев сидел в алтарной части храма, а горожане с духовенством даже целовали ему руку. Затем здесь был зачитан его манифест и частично вывезена городская казна, которая находилась под колокольней. Пугачев своих лучших людей поощрил наградными медалями, изготовленными алатырскими серебрянниками, и покинул Алатырь. А 31 июля в город вошли царские войска под командованием ротмистра Подьяконова.

Пугачевым были ограблены все церкви в Алатыре, разрушен девичий Старо-Николаевский монастырь. Среди жителей города сохранилось предание, что напротив Богородицерождественского собора под дубом была выстроена виселица, на которой Пугачев вешал дворян и помещиков. 

 

СОБОР XIX ВЕКА.

В описи имущества церкви 1823 года записано, что на колокольне было 5 колоколов, сверху которых находились большие часы. На колокольне же находился древний образ «Нерукотворного Спаса» в позолоченном киоте под стеклом. В описи 1828 года сохранилась запись, что «при соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы быть положено протоиерею, священнику, дьякону, дьяку, пономарю и двум сторожам». Известно так же, что вновь устроенный престол собора был освящен Епископом Симбирским и Сызранским после серьёзного ремонта 23 сентября 1850 года.

В Чебоксарах сохранилась опись имущества собора Рождества Пресвятой Богородицы, датируемая 1853 годом. По ней можно представить каким был интерьер собора. Итак, читаем…

«Алтарь в церкви весь из липового ипса, жертвенник из того же материала. На горном месте образ Спасителя живописной работы. Алтарь был трехъярусный, с четырьмя колоннами и с таким же количеством пилястр по сторонам, покрашен голубой краской.  Сверху царских врат – изображение сияния Духа Святого, в середине образ Благовещения, внизу по сторонам образы четырех евангелистов. По правую сторону царских врат – образ Христа с серебряным венцом, южная дверь с изображением Ветхозаветного Ангела, далее образ Рождества Пресвятой Богородицы с тремя серебряными и позолоченными венцами. С левой стороны царских врат находились: образ Божией Матери с младенцем, на  северной двери Новозаветный Ангел, далее образ Святого Митрофана Воронежского – все изображения с серебряными и позолоченными венцами. Над царскими вратами образ Тайной Вечери, по правую сторону образ Преображения Господня, за ним Успения Пресвятой Богородицы и образ Рождества Христова, за ним образ Благословения Господня, далее образ Благовещения Пресвятой Богородицы. В последнем ярусе иконостаса над царскими вратами были: образ Восстания из гроба Христа, наверху  - Крест Христа-Спасителя, по правую сторону живописный образ Воскресения Господня, за ним  образ Божией Матери Казанской, по левую сторону в киоте резной каменный образ святых мучеников Бориса и Глеба, далее изображение Святых жен-мироносиц, Скорбящей Матери, Святого Николая, Великомучеников Георгия и Дмитрия, за ними - в киоте простой столярной работы образ Усекновения главы Иоанна Предтечи (по преданию икона от царя Иоанна Васильевича). В киоте образ Сошествия в ад и Воскресения Господня, простой иконописной работы.

В трапезной по правую сторону арки в киоте помещался иконописный образ Господа Вседержителя, в таком же киоте образ Иерусалимской Божией Матери; по левую сторону в киоте образ Божией Матери Иверской, а также образ Божией Матери Страстной, живописной работы. В центре храма висело трехъярусное посеребряное паникадило с 24 подсвечниками, в трапезной – двухъярусное паникадило с 14 подсвечниками. В алтаре за престолом находился трехсвечный посеребряный подсвечник».

В опись ризницы (помещение, где хранятся священнические облачения и церковная утварь) хранились из книг: напрестольное Евангелие, изданное при царе Алексее Михайловиче в 1663 г., Евангелие, напечатанное в Москве в 1681 г, Евангелие из Киевской лавры от 1707 г.,  Евангелие от 1815 г. и от 1847 г.,  изданные в Москве. Кресты напрестольные: древний серебряный (1672 г.), весом в 3 фунт 33 золот.; серебряный (1780 г.), в 2 фунт. 19 золот.; серебряный – 1 фунт. 3 золот., 84 пробы, год не указан. Перечисляются и священнослужебные сосуды: потир серебряный – 5 фунт. 38 золот.; потир серебряный – 3 фунт., потир серебряный – 2 фунт. 72 золот.; потир серебряный – 1 фунт. – все 84 пробы, датируются концом XVIII в.; дарохранительница серебряная – 1 фунт. 32 золот., и вторая – серебряная, 38 золот.. обе 84 пробы (1793 г.); кадило серебряное – 1 фунт. 21 золот. Опись указывает на 5 серебряных, парчовых и золотых облачения престола и жертвенника. Книгохранилище насчитывало 16 книг, из них: Священное писание 1751 г., Библия 1788 г., Писание святых отцов 1665 г., Творения святых отцов в русском переводе 1843 г., Книги духовного содержания 1662 г., Новые скрижали 1816 г., Беседы со старообрядцами о древних рукописях. На пергаменте и бумаге рукописей нет.

В документах 1875 года есть описание фресок собора: «в четверике над арками и близ их по обеим сторонам на стенах – изображение четырех Евангелистов живописной работы, а в куполе – Господня ангела… на стенах алтаря… восемь священных изображений».          

Поскольку собор был летним и не отапливался, то, видимо, не без причин в 1878 году Председатель попечительства, известный алатырский купец К.Н.Попов строит «вчерне» каменную со сводами пристройку для  печи, чтобы обогревать собор и «для очищения в нем воздуха». Но по документам теплым храм стал только в 1905 году.

 

СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ СОБОРА.

В метрических книгах Богородицерождественского собора, хранящихся в Алатырском краеведческом музее, сохранились имена священников, служивших в XIX веке. Около 30 лет настоятелем собора был протоиерей Андрей Никольский, в 1880 года его сменяет протоиерей Андрей Зефиров. Через 20 лет его служения настоятелем утвержден протоиерей Николай Диамидов.

С 1881 по 1888 годы дьяконом в соборе служил Михаил Листов. Затем его сменяют Николай Ягодинский и Алексей Михайловский. С 1894 по 1895 годы дьяконом служит Николай Ивановский. С 1896 года священникам помогает Василий Ховрин, с 1903 Алексей Разумовский, а с 1905 года – Петр Силецкий.

В документах сохранились и имена псаломщиков: Павел Леноринский, Степан Богоявленский, Александр Алмазов, Николай Авров, Василий и Иван Фруситовы, Гурий Ливатов, Алексей Разумовский, Федор Троицкий, Александр Русановский, Модест Апполонов (внук протоеиерея Андрея Зефирова).

В начале XX века среди священников-настоятелей храма есть священномученик – протоиерей Федор Гидаспов. Тогда, в Алатыре он исполнял многочисленные обязанности: председателя Педагогического Совета Алатырского епархиального женского училища, председателя Алатырского отделения Симбирского епархиального Училищного Совета, благочинного I округа церквей Алатырского уезда, члена Алатырского городского попечительства детского приюта-богодельни, законоучителя Епархиального женского училища и женской гимназии. Через год, в 1913 году он был переведен в Казань, где в тяжелые военные годы всеми силами помогал раненым и увечным в больницах. По молитвам отца Федора известно чудесное исцеление раненого разрывной пулей в живот. Мученическую кончину он принял в 1918 году. После двухнедельного заточения в Казанской тюрьме его расстреляли как "ярого контрреволюционера, принимавшего активное участие в белогвардейской авантюре".

Надо назвать имена и других священников главного собора города прошедшего века. Это - иерей Павел Люстрицкий, Иоанн Соколов, Александр Векшин, Николай Стеклов, Алексей Малинин, Константин Соловьев.

С 1878 года, долгое время, старостой собора был Антонов  Иван Сергеевич, позднее ему помогал сын Сергей. У них был хороший - двухэтажный, белый дом на Александровской улице (ныне – на улице Горшенина).

 

СОБОР ПОСЛЕ ЗАКРЫТИЯ

Архивные документы и старожилы города указывают на 1936 год как  на последний год использования собора Рождества Пресвятой Богородицы верующими. Но еще в 1930 году с колокольни были сняты 8 колоколов и отправлены на индустриализацию страны. В сохранившихся документах значится вес самого большого – 305 пудов (4880 кг.) – это второй по весу после колокола Казанского собора. А здание Богородицерождественского храма с 1936  года стали использовать как склад. В войну в нем хранили картошку: резали её, сушили, а потом отправляли на фронт. Позднее, после войны, в храме стали делать бочки. Все помещение было завалено досками. Так, постепенно, храм разрушался, приходил в негодность.  По старинным фотографиям видно – как в сторожке, между двумя храмами, была устроена бензозаправка. Небольшое каменное ограждение за каштанами – «след» этого «предприятия»: тогда здесь находились глубоко врытые в землю большие цистерны для бензина (сейчас, сгнившие и засыпанные, они там и находятся).

 

НАЧАЛО ВОЗРОЖДЕНИЯ ХРАМА.


Новиков Ю.Б.

Громилов Н.П.

Сулимо-Самуйло Г.А.

Богата алатырская земля её почитателями и хранителями. Такими в 60-х годах были Громилов Н.П., Сулимо-Самуйло Г.А., Новиков Ю.Б., Головченко Н.П., Запольнов Е.И. Надо отдать должное людям, не побоявшимся грозных окриков высоких партийных чинов и всеми силами стремившимся тогда сохранить достояние культуры. Сейчас можно только представить, сколько и чего им пришлось выслушать. Видимо, сила убеждения краеведов, их авторитет подействовали: были разрешены выступления по радио, местной и даже республиканской печати, сборы средств на предприятиях и заводах города.


Снимок 1977 г.

В конце 60-х годов единственно хорошо сохранившимся каменным храмом была церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Её начали восстанавливать как памятник культуры для размещения в нем краеведческого отдела-выставки, который в 1967 году размещался при Доме культуры (ныне – ДДТ) в длинном фойе. Пожалуй, самым заинтересованным лицом был тогда Новиков Ю.Б.. Его же назначили ответственным секретарем Алатырского объединенного райгоротделения ВООПиК. Материал накапливался, места не хватало. В 1975 году в уже восстановленный частично храм Иоанна Предтечи и открывшийся там филиал Чувашского национального музея краевед поместил всё собранное: не только краеведческий материал, но и художественный. Тогда и решили использовать здание церкви Рождества Пресвятой Богородицы. А в феврале 1974 года Постановлением Совета Министров Чувашской АССР собор был взят под государственную охрану как памятник архитектуры XVIII века. С этого момента начинается постепенное возрождение храма.

 

НАЧАЛО РАБОТ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ СОБОРА.

С 1977 года по 1982 в соборе работала комиссия архитекторов из Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината Министерства культуры СССР (г. Москва). Был сделан тщательный анализ степени разрушения храма. Пришли к выводу - первоначальный облик утрачен на 60 %. Старший архитектор Е. И. Толстопятенко разработала эскизный проект реставрации церкви, утвержденный в декабре 1979 года. Реставрация собора осуществлялась до 1990 года и была выполнена на 80 %: обшили купол медью для последующего его золочения и выложили пол мраморными плитами. Недостроенной осталась колокольня.

В 1991 году в соборе было проведено электроотопление. 6 марта 1992 года Постановлением Главы администрации г. Алатырь Курчатовым Н.А. собор передали с баланса домоуправления №1 на баланс городского отдела культуры. Так хотели расширить площадь Алатырского историко-революционного музея. Но средств для этого не хватало. Единственное, что тогда смог предпринять Головченко Н.П. для сохранения здания церкви, это обратиться к благочинному священнику города – отцу Николаю (Ефремову) с предложением передачи его верующим и направления сюда священника из епархии. Так и в Алатыре, распоряжением Совета Министров Чувашской Республики от 12.10 1993 года за № 614-р здание церкви Рождества Богородицы как памятник архитектуры XVIII века было передано с баланса Министерства культуры и межнациональных отношений Чебоксарско-Чувашской епархии. Основанием для этой передачи послужил Закон Российской Федерации «О свободе вероисповеданий» и распоряжение Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 года № 281-рп «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества». С ноября 1993 года здание церкви контролирует научно-производственный центр «Наследие» Министерства культуры и по делам национальностей Чувашской Республики (директор – Муратов Н.И.).

 

НАЧАЛО ВОЗРОЖДЕНИЯ СОБОРА.

В начале 90-х годов ключи от храма были переданы новому настоятелю – игумену Иллариону Рязанову, приехавшему сюда по благословению из села Гарт. Начали реставрировать Божий храм. Собрали деньги. Нашли бригаду. Выгребли старый мусор. Начали внутренние работы. В алтаре и на амвоне постелили полы. Владыко Варнава при осмотре сказал: «Давайте мы его освятим, и постепенно будем реставрировать». Освятили собор через год - 7 июля 1994 года. Наконец, службы возобновились! Приход был маленький. Даже когда в храме никого не было, отец Илларион сам читал, сам служил и сам пел. Службы были в праздничные дни, субботу и воскресенье. А в дни, свободные от службы обустраивали собор: завозили пиломатериал, стеклили окна, красили, ездили на хлебозавод за мукой для просфор». Но восстанавливать храм отцу Иллариону было тяжело: больные ноги с трудом доводили его до автобусной остановки у завода «Электроприбор», чтобы доехать до дому на Бугор. Многие его жалели. Но службу он нёс, как мог. Из крепко верующих людей тогда кто-то даже видел, что во время литургии на «Херувимской» ему помогал служить «неведомо откуда взявшийся» монах в черном. А во время его похорон в ноябре 2001 году была двойная радуга.

 

СОБОР ПОСЛЕ 1997 ГОДА

В 1997 году настоятелем собора был назначен священник, приехавший в Алатырь из Екатеринбурга - отец Владимир Теплов. Именно его стараниями - бесчисленными поездками в поисках средств и материалов, мастеров, трудами каменщиков, резчиков по дереву, иконописцев как московских, так и алатырских и многих других специалистов, храм как будто заново родился. Уже в 1997 году научно-производственный «Наследие» центр составит Акт технического состояния храма, отметив общее его состояние как «хорошее» (Акт подписан Архимандритом Варнавой и директором Центра Н.И.Муратовым).

По условиям подписанных документов приход обязан обеспечить сохранность и реставрацию храма.С этого момента собор в городе занял то «место» в духовной жизни города, какое занимал ещё в XVII веке – место главного, благочинного, собора Алатыря. Продолжая традицию святого великого равноапостольного князя Владимира, приход собора Рождества Пресвятой Богородицы во главе с настоятелем построил: храмовый комплекс на территории городского кладбища (храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», часовню в честь новомучеников и исповедников Российских), деревянный храм в селе Кувакино в честь Рождества Иоанна Предтечи, деревянную часовню в селе Сойгино, молельную комнату в доме престарелых на Стрелке. Именно трудами отца Владимира в городе впервые появились церковные лавки – «маленькие островки» духовного просвещения алатырцев.

 
 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #0556a1 #425187 #5f41ea