Вход

Контакты и реквизиты

Адрес: Чувашская республика, г.Алатырь, пл.Октябрьской революции 1

E-mail:

Банковские реквизиты:
Местная религиозная организация
православный Приход храма Рождества Пресвятой Богородицы
г.Алатырь Чувашской Республики
429800 Чувашская республика, г.Алатырь, пл.Октябрьской Революции 1
Расчетный счет №40703810475070100107
Корр. счет №30101810300000000609
БИК 049706609 ИНН 2122002312
в Чувашском ОСБ 8613 г.Чебоксары
с пометкой "для Фонда"

Новости Православие.Ру

  • О сожжении кондопожской церкви
    Мы создали общество, где не могут не произрастать ядовитые цветы сатанизма. В нынешнем образовании торжествует потребительский подход, а ученик-потребитель «съест»...
  • Грузинская пустынька Серафима Саровского
    В Грузии, в Боржомском лесу, на самом верху горы, находится удивительный монастырь Серафима Саровского. В нем все тщательно воссоздано, как...
Круглый стол "От сердца к сердцу" Алатырь, 2015 г.
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

 

 

Протоиерей Владимир Теплов:

 

В течение последних двух лет мы взаимодействуем с «Истоками» и с Кузьминым Игорем Алексеевичем, и наши отношения развиваются очень активно. С сентября месяца стал выходить ежемесячный образовательный вестник «Истоки». Можно сказать, что газета – объект этого динамического процесса. Мы поняли, что вместе – Издательский дом и Фонд «Алатырь» – можем издавать этот всероссийский вестник.

Сейчас Вестник расходится по всем регионам России. Его тираж пять тысяч экземпляров. Это именно то, что в образовательном пространстве должно создать какое-то единое информационное поле, единое информационное пространство. Это еще одна связующая нить всех тех, кто сердцем откликнулся на зов Божий – вернуть в образование систему воспитания. Таких людей становится все больше и больше.

Алатырь, конечно, тоже не остался в стороне и оказался участником этого большого многоголосного истоковского хора. Важную роль в этом деле когда-то сыграла наша с вами поездка в Вологду с рабочим визитом, где вологжане открыли для нас все, чем они богаты. И тепло этих сердец мы привезли сюда. «Истоки» с того момента начали свое шествие в нашем городе, а сейчас уже и в Республике.

В историю развития отношений Православного благотворительного фонда «Алатырь» с Издательским домом в этом году мы записали три очень важных события: Второй межрегиональный образовательный форум «Отечественное образование», который прошел в мае месяце в нашем городе, круглый стол «Куликово поле. Духовный код русского народа» в конце июля на Куликовом поле и круглый стол в Чебоксарах «Стратегия развития социокультурной программы «Истоки» в Чувашской республике на ближайшие пять лет».

Сегодня мы с вами собрались по просьбе Игоря Алексеевича и исполнительного редактора газеты «Истоки», чтобы вспомнить о нашей поездке в Вологду, с которой все и начиналось. Но и в том числе,чтобы через это воспоминание поблагодарить вологжан за тепло, которое они подарили нам во встречах.

Конечно, вспомнятся и другие важные события нашего истоковского пути, которые произошли именно в результате этой поездки: семинары, включение школ и детских садов в развитие этой программы, организация фестиваля «Радуга истоков», организация слетов «Юный богослов», которые матушка Наталья проводит, конкурс краеведческих работ «Живая старина» и др.

Видимо, пришло время, чтобы и нам как-то осмыслить этот опыт и тем самым положить кирпичик для развития дальнейших наших отношений. Как бы не складывались те или иные жизненные обстоятельства– политические, исторические – в нашей культуре есть то, что я называю нашим богатством: человечность и сердечное отношение ко всему происходящему в жизни. Поэтому я хочу, чтобы независимо ни от чего мы с вами сохранили это богатство.

 

Татьяна Борисовна Ежова, первый заместитель главы администрации города

Алатыря, начальник отдела экономики:

Я думаю, что поездка в Вологдудля нас была очень значимой. Конечно, в памяти до сих пор и гостеприимство хозяев, и сувениры, и кружевные скатерти – все лежит теплым воспоминанием на сердце. Но самое главное – поездка дала мощный толчок, и нас в вопросах духовно-нравственного воспитания услышала Чувашская республика.

Ведь мы тогда ехали и думали: как мы это будем делать? за счет республиканского компонента? а можно ли? хватит ли часов? …если только убавить республиканский компонент. Сейчас, конечно, понимаем, что, действительно, если бы это было сделано, эти перестановки в образовательной сетке, то путь наш был бы легче. К сожалению, этого не произошло. Но так или иначе, сейчас есть школы и сады, которые Программу освоили и с удовольствием этот предмет изучают. Знаю это и по опыту своей семьи – моя внучка тоже изучает предмет.

Я благодарна всем присутствующим и особенно директорам. Они показали, что если ты желаешь Программой заниматься, то даже при отсутствии финансирования и материального подкрепления можно «пробить» любой вопрос.

Совершенно особым моментом был приезд к нам Светланы Владимировны Петровой. Ведь кто-то должен был услышать в Министерстве. Причем такой человек, который все бы это дальше продвинул. А она именно такой человек. Она работает там давно, владеет всеми вопросами в области образования и может доказать, что это необходимо.  Я считаю, что это была наша общая победа. И, дай Бог, чтобы это все укрепилось и развивалось.

Желаю всем нам, кто трудится в этом направлении, упорства, терпения, удачи и добрых, нужных встреч на этом пути.

 

Вероника Алексеевна Исаева, заместитель главы администрации городаАлатыря, начальник отдела культуры,по делам национальностей, информационной политики и архивного дела:

Когда мы поехали в Вологду, у меня не было полного представления о Программе, а тем более о результатах, которые она может дать.Только в общих чертах знала, что в эту программу заложено изучение таких основополагающих понятий, как например, род, родина, семья и др.

Только в поездке я увидела, насколько цельна эта программа. Ведь это не только младшие классы школы, как представлялось. Нам показали и работу в училище, где дети уже взрослые. Более того, нам рассказали о результатах этой работы, которые они получили на выходе. Сейчас со всех нас требуют индикаторы, результаты, показатели, качественные и количественные и  т. п. А они нам рассказали о том, что в разы упали отрицательные социальные явления, такие, например, как правонарушения в подростковой среде. А показатели успеваемости выросли, дети стали более отзывчивыми, больше участвуют в благотворительных делах. Это меня более всего убедило, что программа цельная, что она работает, что она нужна с детского сада до завершения учебы в школе, техникуме.

Но вот, действительно,  как Татьяна Борисовна сказала: «За счет чего вводить?». Ведь те рамки, в которых образование сейчас работает, они очень жесткие, они не расположены ни к чему внешкольному, внеучебному, к воспитанию. Думаю, то, что потом было сделано у нас, в наших школах с помощью наших батюшек, это было очень важно. Они были нашими двигателями. А поддержку Программы в школах № 6 и № 7 можно назвать гражданским подвигом: нашли варианты преподавания, выделили часы, ведь это шло в какой-то мере вразрез с требованиями руководства.

Тот факт, что в Министерстве Республики сейчас понимают важность, необходимость распространять Программу на всю республику, думаю, это тоже заслуга людей, которые занимались здесь в Алатыре. Наталья Ивановна в нее очень много вложила.

Сейчас уже нам полегче становится, но останавливаться на достигнутом нельзя. Мне кажется, что мы, как некое связующее звено, помогающее в организации каких-то общегородских мероприятий, которые являются выражением сути программы: это Дни семьи, Дни славянской письменности, круглые столы. Безусловно, основная нагрузка непосредственно в сфере образования – детские сады, школы. Но мы всегда стараемся в тех мероприятиях, которые собственно и создают культурную среду: «Живая старина», слет «Юный богослов», семейные праздники – все это у нас сейчас устраивается  в том же направлении, что и «Истоки».

Думаю, что у нас есть та база, которую заложил еще отец Иероним. И думаю, что в определенной степени у нас все получилось.

 

Наталья Ивановна Теплова, руководитель методического кабинета духовно-нравственного обучения и воспитания отдела образования и молодежной политики г.Алатыря:

Я лично приняла эту программу всей душой. Я увидела ее системность, именно образовательно-воспитательную систему: нам показали детский сад, показали школу, библиотеку, профтехучилище, мы были в Духовно-просветительском центре «Северная Фиваида». И в Университете под руководством Камкина занимаются Истоковедением, есть кабинет Истоковедения. То есть целая цепь, состоящая из таких звеньев – действительно, образовательно-воспитательное пространство с едиными ценностями. Это удивительно. Конечно, это не может не дать результата.

Подготовка к сегодняшнему нашему круглому столу подтолкнула меня сделать некоторые выводы. Я посмотрела свои отчеты, записи того времени и нашла следующее: «приехав в Алатырь, мы собрались на уровне главы города – это был Марискин Михаил Васильевич – и пришли к выводу, что почва в нашем городе для реализации программы подготовлена». А ведь, и правда, подумала я, почва была подготовлена: как в Евангельской притче – на добрую почву падает доброе семя, и оно успешно прорастает.

В 2001 у нас уже создался наш кабинет. А ведь процесс консолидации, процесс соборного объединения различных сил пошел гораздо раньше. Сначала пошло на уровне Гимназии, когда мы стали собираться совсем еще малым составом педагогов на народно-православные праздники. Потом у нас возникли Дни славянской письменности. Потом стал входить в традицию годовой круг праздников. Потом образовался кабинет «Школа русской культуры», куда вошли наши пастыри и помощники – отец Владимир, отец Олег, отец Андрей. Мы им очень благодарны за все. Они нам и материально, и физически – своими руками – помогли оборудовать кабинет, оснастить его.

Процесс собирания сил шел давно. И уже в 2006 году был очень важный шаг в Республике – Год духовного просвещения. Дали добро на то, чтобы в школах можно было факультативом проводить Основы православной культуры.

Сама потребность в открытии кабинета духовно-нравственного обучения и воспитания, думаю, изначально связана с традициями православного Алатыря, с тем его духом, который витает в воздухе. За рамки Гимназии вышли такие проекты, как «Живая старина» и др.,  другие школы стали подключаться, затем Благочиние и Отдел культуры. Мы вскоре стали объединяться намного шире. Дело в том, что когда мы стали заниматься «Истоками», мы вошли в контекст Истоковедения. А вот именно самая идея, внутренняя потребность жить в традиции, видимо, в нас жива. Поэтому те, кто продолжают «Истоки», это люди, которые продолжают эти традиции. Такая благодатная почва. Поэтому очень быстро у нас это семя проросло.

Я принесла икону Божией Матери «Отрада и Утешение». И неслучайно. Я считаю, что под благословением этого образа Божией Матери пришла сюда  программа к нам.

Мы начали в 2006 году факультативы во всех школах. Меня поставили руководить этим кабинетом. И мы увидели, что час работы с детьми – это совершенно беспомощные действия, что все это не в системе. То есть результата от него не будет. И лично у меня начался поиск таких духовно-нравственных программ, которые можно в системе развивать.

И вот я сталкиваюсь с этой программой на августовском педсовете в Волгограде в 2007 года. Там я приобрела диски И.А. Кузьмина. А когда я уезжала, батюшка благословил меня на дорогу вот этой иконой. Он тогда только с Афона приехал, а их поселение там названо как раз в честь этой иконы. И дальше пошло все стремительно. Вот этот дух как бы нас подхватил. Буквально в конце августа отца Владимира, Владимира Александровича и меня благословили ехать на форум Приволжского округа в Пермь. И именно там состоялась наша важная встреча. Вчера я нашла эти фотографии. Встреча с Камкиным произошла под иконой «Отрада и Утешение» размером во всю стену.

Александр Васильевич Камкин рассказал, что у них есть учебный центр, который проводит семинары во всех регионах. Мы договорились о семинаре. И у нас в начале ноября прошел первый семинар. Приезжала Тихомирова Надежда Михайловна, директор центра «Северная Фиваида», где в контексте «Истоковедения» развивается программа дополнительного образования.

Интересно и то, что буквально перед этим, в конце октября, получилось так, что я участвовала во Всероссийском конкурсе «Серафимовский учитель» и стала победителем. Меня пригласили на форум того же Приволжского округа в Нижний Новгород. Там была выставка-продажа книг, и я приобрела практически весь комплект методической литературы по «Истокам». В кабинете появился полный комплект.

В начале 2008 года были запланированы дни духовного просвещения. И в программе этих дней во всех школах была выставка духовно-нравственной литературы. С истоковскими комплектами я ходила по всем школам, и обязательно хоть один человек«зажигался» идеей Программы.

В октябре 2008 года у нас был семинар. Мне хочется прочитать некоторые воспоминания того времени, которые сохранились в записях наших учителей:

«Эта программа меня просто очаровала, это новый шаг в образовании. Занятия на семинаре по программе «Истоки» воодушевили меня на дальнейшую жизнь и работу.  В душе зажглась искорка надежды и веры  в добрые начинания. Закипела очень интересная работа, к которой подключились многие родители».

«Для меня на этом семинаре прошло все так, как поется в песне: “Три счастливых дня было у меня. Были мне они даны судьбой”. Эту встречу я могу назвать чудом, Провидением, закономерностью».

«От содержания учебников была просто в восторге».

Почти все вспоминают этот первый трехдневный семинар, который мы собрали, и который проводила Елена Ярославовна. Вообще, Елена Ярославовна, она, как наша «мама истоковская». Она провела очень много и для дошкольников, и для школ.

Потом был проведен семинар для Канаша, и стал тоже для них толчком. Они очень активно начали развиваться. Через год мы уже к ним ездили на открытые занятия.

В сентябре 2008 года Гимназия принимает создание системы духовно-нравственного образования, создание системы в контексте программы «Социокультурные истоки». То есть вводится учебный курс, начинаются классные часы. Это было уже активное, системное начало в Гимназии.

А потом в октябре у нас была поездка в Министерство образования, где нас встретили министр Иванов В.Н. и зам. министра Петрова С.В. Мы им привезли литературу и подарили истоковские материалы на дисках. Потом они к нам приехали на семинар, прислали своих специалистов. И вот первый раз мы вэтом году поехали на Рождественские чтения не на разные секции, а поехали уже на секцию «Истоковедения».

Я хочу сказать, что Промыслом Божиим эта животворящая сила Духа, которая коснулась нас, зажглась в наших сердцах разными искорками. В самих «Истоках» есть вдохновляющая, животворящая сила, которая человека не оставляет равнодушным. Я сама, когда приобрела литературу и стала читать о программе, чувствовала, что радость и восторг объяли меня. Поэтому большая благодарность тем, кто нас пестовал, тем, кто нас растил, и Владимиру Александровичу, который всю нашу опытную работу понес на своих плечах, и батюшкам – все решительные, все важные шаги были предприняты с помощью отца Владимира.

Сейчас у нас из семи школ шесть и из десяти детских садов шесть работают по программе. Также к этой программе у нас обращаются в школе искусств в работе с детьми-инвалидами.

 

 

Владимир Александрович Федоров, директор Гимназии №6:

 

Для меня «Истоки» начались с Перми, со встречи с Игорем Алексеевичем и Александром Васильевичем. Есть люди, встреча с которыми остаются в памяти на всю жизнь. Александр Васильевич просто, доходчиво и понятно говорил такие слова, которых я в своем окружении никогда прежде не слышал. Для меня встреча и общение с ним были просто чудом.

Когда мы ездили с батюшкой в Ульяновск, в Чебоксары, я часто себе задавал вопрос, почему у нас в Алатыре все так пошло?А ведь, действительно, как и сказала Наталья Ивановна, «Истоки» у нас, например, в Гимназии легли на благоприятную почву.

Когда в 90-е годы воспитательную функцию официально вывели из школ, мы не стали выводить. Мы продолжали искать способы и методы, мы понимали, что пионеры и октябрята ушли, а нового ничего нет. Был такой поиск у нас. Мы придумали «Школу русской культуры». Нигде еще не было, а Наталья Ивановна у нас уже вела Основы православной культуры. Мы ввели, можно сказать, подпольно. Это нигде не было озвучено. То есть внутренне желание было, а нормативно-документальной базы не было.

Мне еще очень важно отметить, когда вы приехали из Вологды, и появились «Истоки», власть не стала сопротивляться и мешать. Помощь очень часто заключается в том, чтобы не мешать. Ведь мог глава отвергнуть эту идею, но не стал. И  Управление образования тоже не стало вмешиваться. И с Божией помощью все устроилось.

Очень важно, что двигателем и мотором всей этой нашей содержательной части были батюшки во главе с отцом Владимиром. Если бы не Ваша, батюшка, настойчивость, упорство, подталкивание, мы бы просто в нашей суете растерялись бы. Происходило какое-то собирание сил, и оно в итоге вылилось в те дела, которые у нас сейчас в Гимназии.

Когда появились «Истоки», то и я, и учителя, мы увидели то, что может быть основой системы всей воспитательной работы в Гимназии. И годовой круг праздников получил логическое завершение в системе, все встало на ноги. Удобство по воспитательной работе еще состоит и в том, что каждый учитель знает, что его ждет в сентябре, каждый знает, что его ждет в марте. Появилось  и внутреннее содержание. Раньше часто бывало, что по разнарядке готовимся к празднику, а что для чего делаем - не знаем. Произошло осознание и понимание всей нашей работы.

Очень важный момент – это кадры. Для нас была настоящим подарком работа с Еленой Ярославовной Смирновой, с этим удивительным мастером своего дела, человеком, в котором живет этот истоковский принцип «от сердца к сердцу».

А когда нам финансово стало тяжело приглашать специалистов для лекций, мы стали готовить свои кадры. И здесь нашей находкой стала программа «Обучая обучаешься сам»: те, кто уже умели работать по Программе, учили тех, кто еще не мог справиться. Конечно, все это не сразу появилось. Изначально мы вводили предмет только в начальной школе.

Мы стремимся к тому, чтобы все было в системе: система уроков, система классных часов, система работы с родителями, - все это у нас прописано. Сегодня мы понимаем – необходимо уже подниматься на новый уровень. Ведь в целях Программы «Истоки» заявлено создание социального института.

Сейчас у нас в Гимназии и родители, и дети, и учителя, и Церковь, и организации культуры – все имеют свою долю ответственности воспитания в нашей Гимназии. Мне кажется, это очень важно.

Однако нам важно не забывать еще и такие важные проблемные моменты. Садики и школы у нас работают. Но есть техникумы и ЧГУ – там работы поле не паханное. Мы уже третий год об этом говорим. Разве мы не должны в рамках, например, Дней семьи перенести и туда работу?! Ведь эти важные темы для работы в техникуме.

Сейчас у нас создали экспериментальную площадку в Республике. На бумагах она есть. А где реальная работа? Все идею одобряют, а еще все состыковывать надо.

Сейчас «Истоки» в школах и садиках держатся на энтузиазме Натальи Ивановны. Если она уйдет, то что будет с «Истоками»? Мы с батюшкой уже давно говорим о создании центра «Истоковедения». Есть в Вологде. Должно быть и здесь. Кадры  на сегодняшний день у нас есть, которые занимались бы координацией, сбором материалов, организацией курсов, семинаров, приглашений, фестивалей и др.

 

Наталья Ивановна:

В дополнение темы развития социокультурного пространства хотелось бы отметить важный момент об особенностях программы дополнительного образования в Алатыре. Слет юных богословов, фестиваль «Радуга Истоков», конкурс «Живая старина», православный лагерь «Благовест», годовой календарный круг – все это сейчас идет в контексте «Истоковедения». И мне кажется, что это как раз расширяет это единое истоковское пространство – не только урок, не только классный час, не только внутри школы мероприятия. Все это выходит на уровень города, к этому многие прикасаются. Это, мне кажется, хорошая наша особенность.

 

Лидия Александровна Кольдина, директор школы №7:

Эта поездка оставила у меня, как и у всех присутствующих, неизгладимое впечатление. Когда я приехала, я для себя выстроила план по введению этого предмета.И если при введении предмета ОПК мы советовались с родителями (это было обязательное условия для введения), то здесь мы хоть и проводили собрание  с родителями, но по сути, знакомя их с учебниками, просто сообщали, что со следующего года мы вводим в нашей школе предмет Истоки».

Затем я для себя продумала, кто бы из наших учителей смог бы вести, кому бы я спокойно это доверила? Сначала этот список был не таким уж длинным. Я собрала учителей, рассказала о поездке, почувствовала, что они заинтересовались искренне.  Я верила, что у них все получится.

В 2008-2009 году ввели не во всех классах, а только в восьми. А на следующий год ко мне подходили уже и другие коллеги и говорили, что они тоже бы могли, что заинтересованы.

Здесь, конечно, возникал вопрос оплаты труда. И сначала это было в рамках группы продленного дня, в рамках классного часа.Затем нам были часы даны из Дома детского творчества на реализацию этой программы. Ну а сейчас этот предмет у нас в расписании. Кому-то оплачиваем за счет «продленки», кому-то за счет стимулирующего фонда оплаты труда.

Предмет этот нравится не только детям, но и их родителям. Очень часто проводим открытые уроки, на которых присутствуют многие родители, причем принимают активное участие. Думаю, замечательно то, что в 2008 году я поехала в Вологду. Благодарна Вам, отец Владимир. Это был толчок для нашего коллектива. Теперь мы имеем эту программу обучения и воспитания.

 

 

 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #0556a1 #425187 #5f41ea