Вход

Контакты и реквизиты

Адрес: Чувашская республика, г.Алатырь, пл.Октябрьской революции 1

E-mail:

Банковские реквизиты:
Местная религиозная организация
православный Приход храма Рождества Пресвятой Богородицы
г.Алатырь Чувашской Республики
429800 Чувашская республика, г.Алатырь, пл.Октябрьской Революции 1
Расчетный счет №40703810475070100107
Корр. счет №30101810300000000609
БИК 049706609 ИНН 2122002312
в Чувашском ОСБ 8613 г.Чебоксары
с пометкой "для Фонда"

Новости Православие.Ру

НЕУЧТЕННЫЙ ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (читая Питирима Сорокина)
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Из нашей речи исчезло слово «целомудрие». И вовсе не случайно: ценность этого явления, этого понятия в современном обществе в лучшем случае равна нулю, а то и воспринимается с отрицательным знаком. В данном случае  речь идет не о рядовом культурологическом сдвиге, коих было предостаточно, особенно за последние десятилетия, а о вопросе жизненной важности.

В последнее время в интересующей нас области произошло то, что в диалектике Гегеля называется «переходом количества в качество». Блудное сожительство, лукаво именуемое в молодежной среде «пробным браком», стало настолько распространенным явлением, что  многими уже признается новой нормой. Причем даже у старшего поколения, которое в своей личной жизни, может, и не бросилось в массовом порядке подражать молодым, но блуд взрослых детей и внуков не осуждает.  «Пусть поживут так, без расписки, получше узнают друг друга, проверят свои чувства. Брак – это не шутка. Вон сколько разводов сейчас!  А почему? Да потому что зарегистрироваться поторопились!» В общем, старшие относятся к молодежи «с пониманием».

И напротив, вы рискуете вызвать полное непонимание, если назовете незаконное сожительство развратом. На вас посмотрят как на оттаявшего мамонта.

- Причем тут разврат? Разврат – это когда партнеров меняют каждый день. Или извращения всякие…  А тут, наоборот, ребята остепенились, пробуют жить семейной жизнью. Это не то, что не разврат, а очень даже нравственное поведение! Ответственное, серьезное отношение к браку!

С прискорбием вынуждены констатировать, что подобные взгляды уже не редкость и в православной среде. Во-первых, не прошли даром настойчивые призывы «просто любить своих детей, избегать давления и морализаторства, учитывать реалии необратимо изменившегося мира». И самое главное, всегда, что бы ни случилось, сохранять с детьми хорошие отношения, потому что это и есть признак настоящей любви. А во-вторых, это вполне закономерное следствие какого-то невротического страха быть непонятыми миром. Сколько раз за прошедшие годы звучало:

- Нельзя так открыто выступать за запрет абортов! Люди нас не поймут!.. Нельзя требовать от современных девчонок, чтобы они не ходили в мини-юбках с голым пупком! Нас засмеют!.. А выступать против фильмов с постельными сценами – вообще абсурд! Они, фильмы, сейчас все такие. Что ж, теперь и вовсе кино не смотреть? Только старье? Мы не должны выглядеть мракобесами и маргиналами! Надо идти в ногу с современным миром.

А поскольку современный мир в последние десятилетия навязчиво сексуализируется,  стремление идти с ним в ногу, естественно, влечет за собой сдачу позиций.

Могут задать характерный вопрос:

 – Ну и что? Нормально!  У нас плюрализм. Хочешь – вступай в пробный брак, хочешь – вступай в брачные отношения только после государственной регистрации брака и венчания. Каждый делает свой свободный выбор и каждый отвечает за себя – перед Богом и людьми.

Возражение это столь же частое, сколь и поверхностное. Грех, порок и вообще любое зло не могут мирно сосуществовать с добром на паритетных началах. Как только такой паритет устанавливается, порок быстро и агрессивно движется к господству, вовлекая не укорененных в нравственной норме людей в свою орбиту и подавляя сопротивляющихся. Яркий пример – наркотики. Начинается с разговоров о том, что потребление наркотиков – это свободный выбор каждого и никто не принуждает вас его делать. А кончается низведением в наркотическую преисподнюю целых государств, жителям которых не оставляют иной возможности заработать на жизнь, кроме как выращиванием опиумного мака, конопли или коки.

Русская народная сказка про лису и зайца очень точно рисует динамику экспансии зла. Сначала лиса такая слабенькая, жалкая, ведь она промерзла до костей в своей ледяной избушке. Что плохого, если заяц пустит ее к себе в сени? Наоборот, очень даже благородно проявить милосердие к замерзшей гостье, закрыв глаза на то, что она хищница! Но хищница в сенях надолго не задерживается, а начинает хозяйничать в доме и довольно скоро выбрасывает сердобольного  зайца вон. Как сказали бы теперь, осуществляет рейдерский захват.

С целомудрием – та же история. Мирного сосуществования с развратом не получается. Родители и педагоги некоторое время назад с удивлением начали отмечать, что многие девчонки-старшеклассницы и уж тем более студентки стыдливо скрывают … свою девственность. Казалось бы, чего тут стыдиться? Наоборот! Целомудрие – безусловная добродетель. И если она сегодня редкость, то, по логике вещей,  должна цениться еще дороже. Но она не ценится, а вызывает насмешки.  ведь именно их опасаются девочки, не говоря уж о мальчиках, хранящих чистоту. Вдумайтесь: целомудренные ребята боятся насмешек, как будто целомудрие – это уродство! Но ведь  в современном мире насмешки над уродством порицаются как проявление нетолерантности, негуманности. Следовательно,  нравственная чистота в глазах современного мира хуже уродства.   Уродство ведь не зависит от человека, человек в нем не виноват,  а хранение чистоты – твой личный выбор, твоя личная вина, твое девиантное (отклоняющееся) антиобщественное поведение, потому что  из «лубяной избушки» общественного сознания уже изгнано понятие о целомудрии как о добродетели. Там хозяйничает «лиса» - порок.

На Западе порок еще определенней, а точнее сказать, яростней являет свое главенство. Когда мы с моей коллегой Татьяной Шишовой были в Швеции, одна учительница русского происхождения, вышедшая замуж за шведа и живущая в Швеции более 20 лет, поведала нам историю своей дочери.  Девочке тогда было 14 лет. Однажды, когда после уроков она осталась поболтать с одноклассницами, ей предложили сигарету. Она отказалась. Вслед за отказом последовал вопрос, который был задан издевательским тоном и исходил от девочки-переростка (наверное, второгодницы):

- Может, ты еще и девственница?

Дочка учительницы, воспитанная православной мамой, честно ответила:

- Да.

Ее стали избивать. Били ногами, в том числе по голове. На полгода она, изувеченная, повисла между жизнью и смертью. Все-таки девочка выжила. В эту школу, как легко догадаться, не вернулась. Психолог, к которой мать и дочь впоследствии обратились за помощью, выслушав рассказ девочки, посетовала: дескать, неужели нельзя было соврать, сказать, что у тебя тоже все «нормально»? И вообще, если тебя никто не хотел лишать невинности, сама, что ли, не могла проделать эту несложную процедуру? Не корчила бы из себя недотрогу, не выделялась бы из общей массы, и проблем не возникло бы.

 Случай, конечно, вопиющий, но происшедший отнюдь не в колонии для несовершеннолетних или в логове какой-то банды, а в престижной шведской школе. И вовсе не уникальный и характерный  не только для Швеции Эмигранты, живущие в странах Западной Европы или в Соединенных Штатах, могут рассказать вам сходные истории из жизни своих детей. Если, конечно, захотят.

К сожалению, агрессия разврата и в России быстро набирает обороты и влияет не только на молодежь, но и на детей. Вот что рассказала одна московская мама, приведя ребенка на прием к психологу: желая уберечь одиннадцатилетнего сына от современных отрицательных влияний и не жалея для этого денег, родители перевели Колю в очень дорогую частную школу, где поддерживалась строгая дисциплина, не было наркоманов, поощрялось серьезное отношение к учебе и – что для мальчика было особенно важно, – ребята под руководством тренера играли в хоккей. Однажды зимой Коля появился дома с выбитым передним зубом. Мать решила, что сын или поскользнулся на льду и упал, или зуб выбили клюшкой. Мальчик ее догадок не отрицал, но когда выяснилось, что отец завтра хочет прояснить ситуацию у тренера, вынужден был сознаться.  Краснея и заикаясь от смущения, Коля рассказал, что зуб ему выбила одноклассница, разгневанная тем, что он не пожелал поздравить ее с одиннадцатилетием так, как она этого требовала – поцеловаться взасос. Все мальчики согласились, а он, видите ли, не захотел. Да еще посмел сказать, что это делать стыдно!

Снова хочется вспомнить сказку о лисе, которая выжила зайчика из избушки, и отметить, что порок, в отличие от лисы, не успокаивается, даже заняв хозяйское положение. Он хочет стереть добродетель с лица земли, уничтожить ее, чтобы духу ее не было, чтобы ничто о ней не напоминало. Поэтому (нечаянный каламбур, так как по-русски эти слова звучат одинаково) порок нельзя пускать на порог.   Он должен сжиматься в комочек, съеживаться в «ледяной избушке» общественного презрения.

Имя Питирима Сорокина мало известно русскому читателю.  В советское время его не пропагандировали, потому что он был эмигрантом «первой волны». Сейчас замалчивают потому, что его воззрения резко противоречат современной либеральной идеологии. А между тем Питирим Сорокин был не просто ученым-социологом. Он был настоящим гением и, как свойственно гениям, намного опередил свое время. Его книга «Американская сексуальная революция» была издана в 1956 году, когда в Америке никакой сексуальной революции еще и в помине не было. Она и в куда более «продвинутой» в то время Европе началась лишь спустя 12 лет, в 1968 году. Но русский ученый, с одной стороны, обладал уникальным даром научного предвидения, умея по отдельным штрихам угадать картину будущего. А с другой, - скрупулезно анализировал и перерабатывал (без компьютера и интернета!) огромные массивы информации из области истории, культуры, литературы, психиатрии и проч. Вот, к примеру, одно из его собственных свидетельств этого гигантского труда: «Изучив около 200.000 картин и скульптур, мы фактически не нашли эротических изображений тела в период с X  по XIII век, но начиная с этого времени и до наших дней их доля постоянно возрастала: 0,4% в  XIV и  XV веках; 10,8% в   XVI веке; 21,3% в  XVII; 36,4% в  XVIII; 25,1% в  XIX и 38,1% в первые 20 лет   XX века».

Описав то, как сексуализация сознания людей ведет к разрушению семьи: росту разводов, возрастающей неспособности к совместной жизни, упадку родительской любви, отказу от деторождения и к увеличению числа брошенных детей, Питирим Сорокин переходит к более широким обобщениям. Он анализирует влияние сексуальной революции (повторяем: за полтора десятилетия до ее начала!) на экономику, культуру и политику. Короче говоря, на состояние государства и общества.

«Поскольку беспорядочная сексуальная жизнь подрывает физическое и психическое здоровье, мораль и творческие возможности ее приверженцев, то такое же воздействие она оказывает на общество, значительную часть которого составляют развратные люди. И чем больше их число, и чем более развратно поведение, тем тяжелее последствия этого для всего общества. И если сексуальные анархисты составляют значительную часть его членов, то, в конце концов, они разрушают само общество» (цитируется по изданию 2006 г., Москва, Научно-практический центр коммуникативных исследований «Проект барьер», Международный институт П.Сорокина – Н.Кондратьева, стр.72).

«Когда беспорядочная сексуальная жизнь распространяется на большую часть членов общества, то начинается рост психических заболеваний, эмоциональных бурь и кризисов, паралича воли, - писал он. – Из-за паралича воли возрастает неспособность общества контролировать биологические и эмоциональные побуждения, противостоять искушениям плоти, материального богатства и комфорта, обуздывать жажду власти, выполнять тяжелые обязанности и идти на необходимые жертвы, определять свой исторический путь и следовать ему. Из самоопределяющейся и самоконтролирующейся общности общество вырождается в нечто, пассивно плывущее вниз по течению до самого края исторической Ниагары…» (стр. 76)

Паралич воли, неспособность общества противостоять искушениям приводит к несоблюдению законов, к ослаблению их строгости. А «когда правящая группа и общество в целом ослабляют строгость законов, - пишет Питирим Сорокин, - то обычно в течение трех поколений происходит упадок культуры, как это было на последних стадиях вавилонской, персидской, македонской, монгольской, греческой и римской цивилизаций, а также в конце Древнего и Среднего царств, Новой империи и эпохи Птолемеев в Египте» (стр. 95).

Но культура не существует отдельно от общества, поэтому ее упадок и деградация общества находятся в самой прямой зависимости. «Никакое законопослушное и морально сильное общество невозможно, когда многие из его членов являются эгоистичными нигилистами, поглощенными удовольствиями. Такие люди неизбежно вступают в конфликты, что приводит их к постоянному нарушению моральных и законодательных норм и бесконечному ущемлению жизненных интересов друг друга. Результатом этого является постепенное расшатывание существующего законодательного и нравственного порядка и постоянная война между членами сообщества в погоне за максимальной долей материальных благ и удовольствий.  В ней постоянно нарушаются установленные законы; все больше игнорируются нормы поведения, которые в конечном итоге перестают управлять поведением человека. Общество все больше приближается к состоянию моральной анархии, когда каждый считает себя законодателем и судьей, имеющим право извращать нравственные и юридические нормы, как ему заблагорассудится. Общество с такими ослабленными моральными устоями теряет внутреннюю солидарность и гражданские добродетели, необходимые для его благополучия. Его внутренний покой все больше нарушается беспорядками и мятежами, его безопасность постоянно подрывается грубой силой преступности» (стр. 79-80).

Наши политики, общественные деятели, ученые много говорят и пишут о путях возрождения страны. В связи с этим предлагаются новые экономические модели, изменение политического курса, реформы образования, здравоохранения, модернизация сельского хозяйства, способы борьбы с коррупцией, различные законотворческие инициативы. И это, безусловно, важно. Но Питирим Сорокин ставил во главу угла другое. Он связывал то, что в представлении наших сегодняшних мыслителей никакой связи не имеет. Даже наоборот! Скажи сейчас какому-нибудь генералу, который всей душой болеет за Отечество и скорбит об ослаблении военной мощи, что для ее усиления нужны не только денежные вливания, а в не меньшей, если не в большей степени, целомудрие офицеров и солдат, он искренне удивится. (Хотя наверняка знает, что разврат подрывает здоровье, а установка на гедонизм, всегда сцепленный с развратом, подрывает боевой дух.)

Равно как и экономист не поймет, причем тут «одержимость сексом» (выражение Питирима Сорокина), если речь идет о проблемах совсем  не интимного характера. Нет, он, конечно, не будет отрицать влияния нравственности на экономику. Но в понятие нравственность будет вкладывать нечто другое: честность, порядочность в делах и т.п.  Сорокин же мыслил иначе. «Так как разумная, продолжительная и успешная экономическая деятельность возможна только в условиях стабильного общественного порядка, безопасности, внутреннего мира и законопослушного населения, - писал он, - то условия беспорядка и другие последствия поражения общества сексом (курсив мой – И.М.) чрезвычайно неблагоприятны для успешного экономического развития. Как правило, в итоге материальный уровень жизни в периоды беспорядка снижается, экономическое развитие замедляется, а экономическая активность ослабевает. Когда беспорядки начинают распространяться хронически, на революционное общество обрушиваются несчастья, бедность и голод. Они прекращаются только тогда, когда общество и его правящая группа отрезвляются от своего опьянения и исправляют свой неверный образ жизни, поведения и мысли» (стр.81-82).

Ставка нашей верховной власти на общенародный патриотизм в отрыве от целомудрия тоже не реалистична. С какой стати развращенные эгоисты, привыкшие жить по своим страстям и похотям и готовые ради них бросить, предать свою семью, ведущие  постоянную войну со своими согражданами «в погоне за максимальной долей материальных благ и удовольствий», будут отдавать силы, здоровье и жизнь за соотечественников – людей, которых они никогда даже в глаза не видели? Они, наоборот, постараются извлечь выгоду из ситуации, не погнушаются предательством, перейдут на сторону врага, сделают все, что угодно, лишь бы сохранить свою жизнь для новых чувственных утех.

Какие тут могут быть планы на возрождение страны, если при таком раскладе наивно рассчитывать даже на относительную стабильность, о которой теперь так много говорят?                                              

«Сексуальная анархия и анархия политическая и социальная – демоны-близнецы. Хотя одна может появиться раньше другой, но они взаимосвязаны и взаимозависимы, - утверждает П.Сорокин и приводит множество примеров, ссылаясь на свои обширнейшие исследования. В том числе такой: « С VI по XX век самыми смутными веками в истории Европы в целом были:  XX,   XIII,   XIV,   XIX  ( I половина),   XV,  и  XVI. (См. обзор 1623-х внутренних волнений в греко-римской и европейской истории с 600 г. до н.э. по настоящее время в моей книге «Социальная и культурная динамика» (Social and Cultural Dynamics, V. III, Chaps. 12-14). Систематическое изучение всех этих беспорядков показывает, что в каждый из этих исключительно беспокойных периодов происходит рост распущенности. Иногда сексуальное освобождение предшествовало взрыву социополитических потрясений, иногда эти процессы происходили одновременно. Но почти всегда эти две формы анархии шли рядом» (стр. 86).

Насколько это все актуально! И в то же время насколько недооценено или даже вовсе не принято во внимание! Можем поручиться, что наши власти, связывая попытки «оранжевой революции» с происками Запада, совершенно не связывают их с «сексуальной анархией». Хотя связь совершенно очевидна. В Ливии повстанцы ратовали за (и после победы получили) свободу продажи алкоголя и, конечно же, за «свободную любовь». Герои нашей несостоявшейся «оранжевой революции»  явно обуреваемы, по выражению Питирима Сорокина, «демонами-близнецами»: анархии социально-политической и сексуальной. Колонна содомитов на проспекте Сахарова, одна из лидеров «революции норковых шуб» и одновременно телеведущая омерзительно-развратной телепередачи «Дом-2» Ксения Собчак, другой «оранжевый» лидер Борис Немцов, после обнародования матерных разговоров которого его «одержимость сексом», как и его копролалия  (в переводе – «извержение словесных экскрементов»), стали известны не только узкому кругу его друзей и знакомых…  А похабные девки, учинившие кощунство в Храме  Христа Спасителя, даже назвались хоть и по-английски (по-русски, видимо, еще не решились), но абсолютно точно, в полном соответствии с выводами Питирима Сорокина: «Pussy Riot» (мятеж, восстание того самого места, посредством которого и осуществляется сексуальная анархия).                                    

Несколько лет назад мы с уже упоминавшейся моей коллегой Татьяной Шишовой придумали проект «Чистая среда». Наверное, у кого-то это название вызовет ассоциацию с модными сейчас экологическими движениями. И в каком-то смысле эти ассоциации правильны. Только в нашем проекте речь шла о нравственном очищении  среды, о нравственной экологии. Правда, мы не замахивались тогда на общество в целом, а мыслили скромнее, масштабами семьи и школы. Даже еще скромнее: мы хотели, чтобы  директора каких-нибудь школ (или даже учителя в отдельных классах) предъявляли бы к родителям требования не только следить за выполнением домашних заданий и успеваемостью ребенка, не только покупать необходимые учебно-канцелярские принадлежности и вовремя сдавать деньги на разные школьные нужды, но и ограждать детей от растления, поскольку оно растормаживает сферу влечений, замедляет интеллектуальное развитие и, соответственно, препятствует успешной учебе. По нашему замыслу, от родителей требовалось бы не так уж и много: не давать детям играть в компьютерные игры, читать непристойные журналы и посещать непристойные сайты, бороться с употреблением бранных слов, не разрешать приходить в школу с пирсингами, голыми пупами и т.п. Ну и, конечно, строго следить за досугом детей, удерживая их от вступления в половые связи. Чтобы подростковый разврат стал не менее  вопиющим и редким происшествием, чем употребление наркотиков.

К сожалению,  в государственных школах этот проект распространения не получил. Православные школы и без всяких проектов стараются совместно с родителями создавать нравственно чистую среду, но это капля в море.  В обычных же государственных школах такой проект оказался неосуществимым, потому что они обязаны брать детей по месту жительства, не ставя их родителям никаких дополнительных условий.

Быть может, сейчас, когда государство наконец-то заговорило о духовно-нравственном воспитании школьников, появится надежда реализовать и проект «Чистая среда»? (Впрочем, как он будет называться и чье будет авторство, нам совершенно все равно). Но мы уже понимаем, что отдельно взятых школ, решившихся на «смелый эксперимент» по укреплению нравственности, для спасения нашей страны абсолютно недостаточно. «Чистой средой» должна стать вся Россия. Во всяком случае, основная ее часть. Те, кто хотят, чтобы у нашей страны была перспектива. Причем, даже не развития, а просто продолжения жизни! Очень важно, чтобы люди поняли: защита целомудрия – это вопрос не только личного спасения, а и национальной безопасности. Вопрос ничуть не менее важный, чем защита государственных границ.  Выбор тут в прямом смысле между жизнью и смертью. Так что выбора, по сути, нет. Если общество в здравом уме, оно не может выбрать смерть.

Ирина Яковлевна Медведева, психолог

 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #0556a1 #425187 #5f41ea